СП 300.1325800.2017
СВОД ПРАВИЛ
СИСТЕМЫ СТРУЙНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ И КРЫТЫХ АВТОСТОЯНОК
Правила проектирования
Systems of jet ventilation of underground and covered parkings. Rules of design
ОКС 91.140.30
Дата введения 2018-02-22
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ – ООО “СанТехПроект”, НП “СЗ Центр АВОК”
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2017 г. N 1145/пр и введен в действие с 22 февраля 2018 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.
В своде правил изложены общие требования к системам струйной вентиляции, удаления продуктов горения и отведения теплоизбытков в подземных и крытых автостоянках и правила проектирования таких систем.
Настоящий свод правил разработан впервые с учетом изучения и анализа европейского опыта проектирования подземных и крытых автостоянок, оснащенных системой струйной вентиляции.
Авторский коллектив: ООО “СанТехПроект” (канд. техн. наук А.Я.Шарипов), АС “СЗ Центр АВОК” (д-р техн. наук, проф. A.M.Гримитлин), НП “СЗ Центр АВОК” (канд. техн. наук А.П.Волков), ООО “Флект Индастриал & Билдинг Системз” (А.В.Свердлов).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование систем струйной вентиляции и удаления продуктов горения и отведения теплоизбытков (далее – дымоудаление) подземных и крытых автостоянок (далее – автостоянки), обеспечивающих разбавление и удаление вредных примесей выхлопных газов при эксплуатации в штатном режиме и дымоудаление в аварийном режиме.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
СП 113.13330.2016 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей”
СП 154.13130.2013 “Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности”
Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины, определения и обозначения
3.1 В настоящем своде правил применены термины в соответствии с [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 настилающаяся (полуограниченная) струя: Воздушная струя, развивающаяся вдоль поверхности ограждения.
3.1.2 подпотолочное пространство: Пространство в помещении автостоянки выше расчетного среднего уровня нижней границы дыма при пожаре.
3.1.3 расчетный средний уровень нижней границы дыма при пожаре: Расстояние от пола до вероятной нижней границы стояния дыма при пожаре.
3.1.4 реактивная тяга (сила) вентилятора: Реактивная сила, равная произведению массового расхода воздуха, подаваемого вентилятором на среднюю скорость воздуха в его выходном сечении.
3.1.5 система струйной вентиляции: Вентиляционная система, состоящая из последовательно размещаемых струйных вентиляторов (или рядов струйных вентиляторов), которые обеспечивают требуемый воздушный поток.
3.1.6 струйный вентилятор: Вентилятор, реализующий принцип работы, основанный на передаче энергии струи, исходящей из выходного отверстия вентилятора, к окружающему воздуху.
3.1.7 струйная вентиляция: Обеспечение продольного перемещения воздуха в помещении за счет размещаемых на потолочных перекрытиях струйных вентиляторов.
3.1.8 частота транспортного трафика автостоянки: Величина, равная отношению количества паркующихся в течение одного часа автомобилей к количеству парковочных мест на автостоянке.
3.2 В настоящем своде правил применены следующие обозначения:
– ширина зоны локализации задымления автостоянки, равная габаритному размеру автостоянки, перпендикулярному потоку дымовых газов, м;
– расстояние между параллельно установленными вентиляторами, м;
– эмиссия оксида углерода (СО) одним транспортным средством при маневрах в автостоянке, г;
– эмиссия СО в помещении автостоянки, г/ч;
– сила, Н;
– реактивная тяга вентилятора расчетная (с учетом монтажных размеров), Н;
– реактивная тяга вентилятора номинальная (по результатам заводских испытаний), Н;
– число Фруда;
– частота транспортного трафика автостоянки, 1/ч;
– коэффициент неравномерности вентиляции помещения автостоянки;
– монтажный параметр, характеризующий влияние ограждающих конструкций на потери от трения настилающейся воздушной струи;
– коэффициент изменения скорости;
– поправочный коэффициент, учитывающий влияние потолочных перекрытий;
– поправочный коэффициент, учитывающий влияние направляющего аппарата;
– продольное расстояние между последовательно установленными вентиляторами, м;
– количество припаркованных в час автомобилей;
– количество парковочных мест на автостоянке;
– требуемый воздушный поток внешнего воздуха для снижения концентрации СО в автостоянке, м/ч;
– объемная производительность противодымной вентиляции в режиме удаления продуктов горения, м/ч;
– температура, °С;
– периметр очага пожара, м;
– расчетный средний уровень нижней границы дыма, м;
– скорость, м/с (км/ч);
– плотность, кг/м.
4 Общие требования к системе струйной вентиляции автостоянок
4.1 Система струйной вентиляции функционирует в составе вентиляционной системы автостоянки.
4.2 Вентиляционная система автостоянки состоит:
– из систем приточно-вытяжной системы вентиляции (далее – приточно-вытяжная вентиляция);
– системы струйной вентиляции;
– систем противодымной приточно-вытяжной вентиляции (далее – противодымная вентиляция).
4.3 Приточно-вытяжную вентиляцию следует предусматривать в помещении автостоянки в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.5) для обеспечения притока свежего воздуха для разбавления и удаления загрязненного воздуха (далее – воздухообмен) в штатном режиме работы.
Приточно-вытяжная вентиляция состоит из следующих систем:
– приточной вентиляции;
– вытяжной вентиляции.
4.4 Система струйной вентиляции должна обеспечивать организацию принудительного продольного перемещения воздуха в помещении автостоянки.
4.4.1 Система струйной вентиляции состоит из последовательно размещаемых струйных вентиляторов (или рядов струйных вентиляторов). Струйные вентиляторы должны обеспечивать равномерный воздухообмен всех зон автостоянки, а также предотвращать образования конденсата и плесени.
4.4.2 Струйные вентиляторы должны быть расположены в подпотолочном пространстве автостоянки.
4.4.3 Допускается применение реверсивных и однонаправленных струйных вентиляторов с техническими характеристиками, обеспечивающими работу в режиме дымоудаления в соответствии с 5.2.14 или только в штатном режиме.
4.5 Противодымную вентиляцию автостоянки в соответствии с СП 154.13130.2013 (пункт 6.3.3) следует предусматривать с механическим побуждением тяги следующих систем, входящих в ее состав:
– системы вытяжной противодымной вентиляции, оснащенной вентиляторами дымоудаления;
– системы приточной противодымной вентиляции, оснащенной приточными вентиляторами.
4.5.1 Вентиляторы дымоудаления (реверсивные и однонаправленные) должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч при температуре удаляемых дымовых газов 400°С.
4.5.2 Вентиляторы системы приточной противодымной вентиляции применяют в соответствии с СП 7.13130.2013 (пункт 7.14) для возмещения объемов удаляемых дымовых газов.
5 Правила выбора исходных данных для проектирования системы струйной вентиляции автостоянок
5.1 Выбор схемы и параметров системы струйной вентиляции
5.1.1 Выбор схемы и параметров системы струйной вентиляции автостоянок необходимо осуществлять на основе следующих принципов:
– обеспечение параметров воздушной среды, соответствующих 5.5.1, в штатном режиме работы вентиляционной системы автостоянки;
– обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре через выходы, свободные от дымовых газов.
5.1.2 Обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре и создание условий для обнаружения и ликвидации очага горения могут быть реализованы применением следующих схем работы противодымной вентиляции:
– поперечная схема противодымной вентиляции: при пожаре струйные вентиляторы отключаются, включается противодымная вентиляция, создается резервуар дыма в подпотолочном пространстве автостоянки, обеспечивается защищенное от дыма пространство на высоте не менее 2 м от пола;
– продольная схема противодымной вентиляции: при пожаре включаются противодымная вентиляция и группа струйных вентиляторов, обеспечивается защищенное от дыма пространство по всей высоте автостоянки.
Пример продольной схемы противодымной вентиляции приведен на рисунке 5.1.
5.1.3 В случае применения продольной схемы противодымной вентиляции выбирается однонаправленная (рисунок 5.1) или реверсивная (рисунок 5.2) продольная схема системы струйной вентиляции.
Рисунок 5.1 – Схема работы однонаправленной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции
1 – система приточной противодымной вентиляции; 2 – система вытяжной противодымной вентиляции; 3 – выключенный струйный вентилятор; 4 – включенный струйный вентилятор; 5 – граница бездымной зоны; 6 – очаг пожара
Рисунок 5.1 – Схема работы однонаправленной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции
Рисунок 5.2 – Схема работы реверсивной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции
а) Очаг пожара в зоне 2
б) Очаг пожара в зоне 1
1 – система приточной противодымной вентиляции; 2 – система вытяжной противодымной вентиляции
Рисунок 5.2 – Схема работы реверсивной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции
5.1.3.1 Однонаправленную схему системы струйной вентиляции, использующую нереверсивные струйные вентиляторы и нереверсивные вентиляторы дымоудаления (см. приложение А), следует применять для небольших автостоянок при условии
2500 м, (5.1)
где – вентилируемая площадь автостоянки, м.
5.1.3.2 При выборе однонаправленной схемы системы струйной вентиляции площадь под пожарный отсек следует принимать в соответствии с СП 2.13130.2012 (пункты 6.3.1 и 6.3.2). При реверсивной схеме системы струйной вентиляции допускается увеличение площади под пожарный отсек до 10000 м при наличии автоматической системы пожаротушения и до 5000 м при ее отсутствии.
Примечание – Применяют реверсивные осевые и центробежные струйные вентиляторы – их производительность одинакова во всех направлениях.
5.1.3.3 Допускается применение струйных вентиляторов, обеспечивающих поворот вентиляционного потока на угол 360° (см. приложение Б).
5.1.4 Производительность вентилятора дымоудаления при поперечной схеме противодымной вентиляции выбирают исходя из расчетного расхода дымовых газов в соответствии с СП 7.13130.2013 (пункт 7.4).
5.1.5 Производительность вентилятора дымоудаления при продольной схеме противодымной вентиляции выбирают по результатам расчета воздухообмена автостоянки при пожаре (см. раздел 7).
5.1.6 В штатном режиме работы вентиляционной системы автостоянки воздухообмен следует обеспечивать приточно-вытяжной вентиляцией. Струйные вентиляторы должны обеспечивать продольное перемещение воздуха независимо от выбранной схемы дымоудаления.
5.1.6.1 Допускается работа струйных вентиляторов на частичной нагрузке не менее 25% полной мощности (50% полной производительности) при условии их одновременного включения.
5.1.6.2 Включение системы струйной вентиляции следует проводить автоматически по сигналу приборов для измерения концентрации СО, установленных в помещении автостоянки в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.6), или вручную.
Пример схемы работы системы струйной вентиляции в штатном режиме приведен на рисунке 5.3:
– включены все струйные вентиляторы в режиме по 5.1.6.1;
– включена приточно-вытяжная вентиляция.
Рисунок 5.3 – Схема работы системы струйной вентиляции в штатном режиме
1 – система приточной вентиляции; 2 – система вытяжной вентиляции; 3 – струйный вентилятор
Рисунок 5.3 – Схема работы системы струйной вентиляции в штатном режиме
5.2 Выбор основных технических решений
5.2.1 Струйные вентиляторы в помещении автостоянки наиболее целесообразно размещать над дорожным полотном, исходя из условия минимальных аэродинамических потерь от трения воздушной струи об ограждающие конструкции (см. приложение В).
5.2.2 При установке струйного вентилятора в помещении, где на потолочном перекрытии имеются выступающие балки, расположенные перпендикулярно потоку воздуха, необходимо соблюдать правила монтажа, позволяющие уменьшить потери на трение настилающейся воздушной струи.
На рисунке 5.4 приведена схема установки струйного вентилятора на потолочном перекрытии, соответствующая 5.3.5.
Рисунок 5.4 – Схема установки струйного вентилятора
1 – струйный вентилятор; 2 – анкерные болты; 3 – направляющий аппарат; 4 – потолочная балка; – диаметр корпуса
Рисунок 5.4 – Схема установки струйного вентилятора
На выходном патрубке струйного вентилятора следует установить направляющий аппарат, отклоняющий воздушную струю от потолочного перекрытия на угол от 5° до 10° (см. приложение А).
5.2.3 Для обеспечения равномерного удаления загрязненного воздуха из всех зон автостоянки места расположения клапанов систем вытяжной и приточной вентиляции должны находиться на максимально возможном расстоянии друг от друга.
5.2.4 При наличии струйных вентиляторов в подпотолочном пространстве автостоянки не рекомендуется применение воздуховодов приточно-вытяжной и противодымной вентиляции.
Допускается применение воздуховодов системы приточно-вытяжной и противодымной вентиляции при сложных объемно-планировочных решениях, при неудачном расположении приточных и вытяжных клапанов (рисунок 5.5) и при использовании поперечной схемы противодымной вентиляции.
Рисунок 5.5 – Схемы сложных объемно-планировочных решений автостоянки с различными вариантами расположения приточного и вытяжного клапанов
1 – приточный клапан; 2 – вытяжной клапан
Рисунок 5.5 – Схемы сложных объемно-планировочных решений автостоянки с различными вариантами расположения приточного и вытяжного клапанов:
а) удачное расположение; б) приемлемое расположение; в) неприемлемое расположение.
Примечание – При выборе конфигурации автостоянки необходимо учитывать следующее:
– наиболее целесообразной является прямоугольная конфигурация автостоянки;
– не рекомендуется ломаный профиль ограждающих конструкций;
– не рекомендуются перепады высоты потолочных перекрытий;
– выступы потолочных балок следует уменьшать, наилучшее решение – плоский потолок;
– не рекомендуется размещение припаркованных автомобилей в отдельных боксах.
5.2.5 При использовании системы струйной вентиляции не требуется разделение системы вытяжной вентиляции с целью удаления загрязненного воздуха отдельно из нижней и верхней частей помещения автостоянки.
5.2.6 Автостоянки с транспортным трафиком 0,6 1/ч (см. 5.4.1) допускается проветривать периодическим включением струйных вентиляторов в часы максимального транспортного трафика по сигналу реле времени (например, 2 ч утром, 1 ч в полдень и 2 ч вечером). При этом информация о превышении концентрации СО должна отображаться при помощи сигнальных приборов, расположенных в соответствии с СП 113.13330.2013* (пункт 6.3.6) в помещении с круглосуточным дежурством персонала с целью обеспечения (в случае необходимости) ручного запуска. В соответствии с СП 4.13130.2013 (пункт 6.11.13) помещение с круглосуточным дежурством персонала (диспетчерскую) допускается располагать в здании автостоянки.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 113.13330.2016. – Примечание изготовителя базы данных.
5.2.7 Управление включением противодымной вентиляции должно происходить автоматически или от кнопки или механических устройств ручного пуска в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.12).
При продольной схеме противодымной вентиляции необходимо предусматривать включение группы следующих струйных вентиляторов (см. рисунок 5.1):
– в зоне пожара (в зоне срабатывания датчика пожарной сигнализации);
– формирующих поток дыма между очагом пожара и клапанами системы противодымной вентиляции;
– защищающих эвакуационные выходы из автостоянки.
5.2.8 При возникновении пожара струйные вентиляторы, не входящие в группу по 5.2.7, должны быть выключены (см. рисунок 5.1). Противодымная вентиляция должна быть включена.
5.2.9 Реверсивная схема системы струйной вентиляции по 5.1.3.2 предусматривает выбор направления включения струйных вентиляторов в сторону зоны, где возник очаг пожара (см. рисунок 5.2). Идентификация зоны очага пожара в соответствии с СП 5.13130.2009 (пункт 7.2.1) должна происходить по сигналу от автоматического зонного пожарного извещателя.
5.2.10 Чтобы обеспечить ограничение растекания дыма в подпотолочном пространстве в пределах 10 м от очага пожара (всех возможных очагов пожара) в направлении, противоположном возникшему воздушному потоку, расположение и типоразмер струйных вентиляторов должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 8.
5.2.11 Выбор параметров системы приточной противодымной вентиляции следует осуществлять в зависимости от принятой схемы системы струйной вентиляции:
– при реверсивной схеме системы струйной вентиляции допускается подача наружного воздуха на уровне не более 2 м от пола с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, при средней скорости потока воздуха в нижней части помещения автостоянки, принятой в соответствии с 7.1 и 7.2, не более 1 м/с;
– при однонаправленной схеме системы струйной вентиляции допускается подача наружного воздуха при соблюдении требований СП 154.13130.2013 (пункт 6.3.2).
5.2.12 Для эвакуации людей, находящихся в помещении автостоянки, при возникновении пожара целесообразно введение задержки включения струйных вентиляторов. В исключительных случаях, подтвержденных расчетом или результатами численного моделирования, допускается производить включение системы струйной вентиляции одновременно с началом эвакуации.
5.2.13 Струйные вентиляторы, включенные при пожаре, должны работать на 100% мощности и при максимальном расходе воздуха. Защита электродвигателей автоматически отключается – струйный вентилятор должен работать до момента своего теплового или механического разрушения.
5.2.14 Струйные вентиляторы, используемые при продольной схеме противодымной вентиляции, должны работать не менее 2 ч при температуре 400°С.
5.2.15 Необходимо обеспечить функционирование системы струйной вентиляции при аварийном отказе одного из струйных вентиляторов за счет их резервирования в соответствии с 8.2.8.
5.3 Выбор типоразмера струйного вентилятора
5.3.1 Струйные вентиляторы, применяемые в подземных и крытых автостоянках с высотой потолочных перекрытий не более 3 м, должны иметь номинальную реактивную тягу не более 100 Н.
5.3.2 Выбор типоразмера струйного вентилятора осуществляют с учетом монтажных размеров:
– высота потолочного перекрытия, мм;
– высота под оборудование и автомобили, мм;
– ширина балки, мм;
– высота балки, мм;
– расстояние между осью струйного вентилятора и потолочным перекрытием, мм;
– диаметр струйного вентилятора, мм;
– длина пролета между балками, мм;
– расстояние (в струе) от плоскости сопла струйного вентилятора до балки, мм.
Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии приведена на рисунке 5.6.
Рисунок 5.6 – Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии
1 – струйный вентилятор; 2 – потолочное перекрытие с балками
Рисунок 5.6 – Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии
5.3.3 Исходя из максимальной высоты автомобиля , выбираемой по приложению Г, следует определять минимальное значение и (см. рисунок 5.6), обеспечивающее зазор между крышей автомобиля и струйным вентилятором не менее 200 мм в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 5.1.20). Параметр позволяет подобрать типоразмер струйного вентилятора с максимальными характеристиками.
5.3.4 Типоразмер струйных вентиляторов со значениями и должен удовлетворять следующему условию:
. (5.2)
5.3.5 В случае если выбранное значение , следует обеспечить условие .
5.4 Исходные данные, выбираемые на основе объемно-планировочных решений автостоянки