Оставьте свои контакты




+7 7172 24 20 29
Обратная связь
Главная » База знаний

Вентиляционные системы для автодорожных тоннелей

Обеспечение безопасности – это краеугольный камень эксплуатации туннелей. Для этого проектируются и внедряются ежедневные и аварийные (пожарные) системы вентиляции, соответствующие международным стандартам.

Ежедневная вентиляция:

  • Удаление выхлопных газов: Системы вентиляции ежедневно работают над удалением токсичных выхлопных газов, образующихся в результате движения транспортных средств. Это обеспечивает чистый и безопасный воздух для всех пользователей туннеля.

Аварийная (пожарная) вентиляция:

  • Спасение людей: В случае чрезвычайной ситуации, например, пожара, система аварийной вентиляции активируется для удаления дыма и горячего воздуха из туннеля. Это обеспечивает безопасную эвакуацию людей, находящихся внутри, через аварийные спасательные трубки.

Преимущества:

  • Снижение воздействия токсичных газов: В случае пожара система вентиляции минимизирует воздействие токсичных газов на людей, что повышает шансы на выживание.
  • Сохранение видимости: Удаление дыма улучшает видимость, что облегчает эвакуацию и снижает панику.
  • Контроль температуры: Система вентиляции снижает температуру в туннеле, что ограничивает распространение огня.

Дополнительные сведения:

  • Типы систем вентиляции: В зависимости от конфигурации туннеля могут применяться различные типы систем вентиляции, такие как продольнаяпоперечная и вытеснительная.
  • Нормативные требования: Системы вентиляции туннелей должны соответствовать строгим нормативным требованиям, таким как NFPA 130 (США) и EN 12097 (Европа).
  • Техническое обслуживание: Для обеспечения работоспособности систем вентиляции необходимо регулярное техническое обслуживание.

Заключение:

Системы вентиляции туннелей – это жизненно важный компонент безопасности, который обеспечивает защиту людей в случае чрезвычайной ситуации.

Дополнительно:

  • Системы мониторинга: В туннелях могут быть установлены системы мониторинга, которые отслеживают качество воздуха, температуру и другие параметры.
  • Системы управления: Системы вентиляции могут управляться вручную или автоматически с помощью систем управления.
  • Обучение персонала: Персонал, обслуживающий туннель, должен быть обучен работе с системами вентиляции.

Системы вентиляции туннелей – это сложные инженерные системы, которые играют ключевую роль в обеспечении безопасности людей.

Вентиляционные системы для метро и железнодорожных систем

Ситуация:

Горящий поезд, неподвижный на станции или в туннеле, представляет собой чрезвычайную ситуацию, требующую быстрой и слаженной эвакуации пассажиров.

Цель:

  • Обеспечить безопасную эвакуацию:
    • Системы аварийной вентиляции должны удалять дым из станции или туннеля, создавая свободную от дыма зону для эвакуации пассажиров и работы пожарных.
    • Скорость воздуха должна быть достаточной, чтобы направлять дым в определенном направлении, предотвращая его распространение.

Выбор системы:

  • Мощность:
    • Системы аварийной вентиляции должны быть достаточно мощными, чтобы обеспечить требуемую скорость воздуха на станции и в туннеле.
    • Другие вентиляторы, интегрированные в систему, должны работать совместно с аварийной вентиляцией для достижения максимальной эффективности.
  • Тип системы:
    • Продольная вентиляция:
      • Подходит для длинных туннелей.
      • Обеспечивает поток воздуха вдоль туннеля.
    • Поперечная вентиляция:
      • Подходит для коротких туннелей и станций.
      • Обеспечивает поток воздуха перпендикулярно туннелю.

Дополнительные факторы:

  • Системы мониторинга:
    • Датчики должны отслеживать качество воздухатемпературу и другие параметры.
  • Системы управления:
    • Автоматическое управление обеспечивает быстрое реагирование в случае чрезвычайной ситуации.
    • Ручное управление позволяет операторам корректировать работу системы.
  • Обучение персонала:
    • Персонал должен быть обучен работе с системами аварийной вентиляции.

Заключение:

Системы аварийной вентиляции – это критический элемент безопасности подземных транспортных систем. Правильный выбор и проектирование этих систем спасают жизни в случае пожара.

Следует отметить:

  • Системы аварийной вентиляции должны соответствовать строгим нормативным требованиям.
  • Регулярное техническое обслуживание необходимо для обеспечения работоспособности систем.

Помимо эвакуации дыма, системы аварийной вентиляции могут:

  • Снизить температуру в туннеле, ограничив распространение огня.
  • Создать подпор воздуха в зоне эвакуации, помогая пассажирам дышать.

Инвестиции в системы аварийной вентиляции – это инвестиции в безопасность людей, пользующихся подземным транспортом.

Вентиляция как основной источник жизни человека!

Новая роль вентиляции

Повышение требований энергоэффективности зданий и уровня осведомленности о качестве воздуха, которым мы дышим в помещении, сегодня придают новое значение вентиляции. Улучшение свойств изоляции и герметизации зданий больше не позволяет выполнять естественный приток воздуха, поэтому поиск способов экономии на отоплении требует более тщательного контроля источников тепловых потерь, включая саму вентиляцию, на долю которой приходится большая часть.

Большая часть компонентов и оборудования конструкций, прямо или косвенно участвующих в потреблении энергии в домах, например окна, изоляция, печи и т. д., в последние десятилетия способствовали существенному прогрессу, который должен быть оптимизирован в настоящее время. Таким образом, сегодня основным источником экономии энергоресурсов является вентиляция. Если в домах с отсутствующей или недостаточной изоляцией экономия расходов на отопление составляет в среднем 20–25%, то в домах с высоким уровнем изоляции экономия расходов на отопление может составить 50%. Поэтому очень важно использовать эффективную систему вентиляции, которая успешно сочетает в себе высокие параметры энергоэффективности и качества воздуха в помещении. Государственным органам известна роль вентиляции, поскольку в большинстве европейских норм содержатся требования и спецификации систем вентиляции, устанавливаемых в домах, а также учитывается энергетическое влияние, указываемое в нормах по регулированию температуры, существующих в конкретной стране.

Среди вентиляционных систем существует одна, которая успешно сочетает в себе высокие параметры энергоэффективности и качества воздуха в помещении: Адаптивная Система Вентиляции.

Назначение вентиляции

ВЕНТИЛЯЦИЯ ЧЕРЕЗ ОКНА: УСТАРЕВШАЯ И ДОРОГОСТОЯЩАЯ ПРИВЫЧКА

На протяжении длительного времени мы считали, что открытие окон является соответствующей мерой для обеспечения высокого уровня гигиены в занимаемых помещениях. В настоящее время новые проблемы энергоэффективности требуют применения автоматических систем вентиляции для выполнения этой функции. Старые системы вентиляции фактически больше не соответствуют требованиям энергоэффективности. Очевидно, что жилец не может самостоятельно определить ни количество воздуха, необходимого для регенерации, ни точку входа воздуха в помещение, не говоря уже о длительности его подачи. В ситуации с вентиляцией через окно количество свежего воздуха либо слишком мало (слишком непродолжительная вентиляция, либо небольшое число комнат), либо слишком велико (что приводит к серьезным потерям тепла, особенно зимой). К примеру, при температуре наружного воздуха 5°c и температуре воздуха в помещении 21°c, при открытии окна на 10 мин теряется около 10 кВт/ч тепла, что составляет 0.12 € при электроотоплении.

 

ОТКРЫТИЕ ОКНА В ТЕЧЕНИЕ 10 МИН ЗИМОЙ = 0.12 €*

Таким образом, соответствующая автоматическая система вентиляции является единственным способом, гарантирующим оптимальное качество воздуха в помещении и экономию энергии, при условии что она существенно ограничивает тепловые потери путем устранения необходимости вентиляции через окна во время отопительного сезона.

* На основе средней стоимости электроэнергии для населения во Франции при температуре в помещении 21°C и нормальных условиях.

По этой же теме см. разделы Новая роль вентиляции и Системы вентиляции.

Внутренние источники загрязнения воздуха

Главная цель системы вентиляции состоит в том, чтобы гарантировать хорошее качество воздуха внутри помещения.Загрязнение воздуха происходит по разным причинам: это результат жизнедеятельности человека, запах мебели и строительных материалов, присутствие биологических загрязняющих веществ. И среди всех перечисленных факторов, на особом месте, стоит уровень влажности воздуха.

 

Вода в жидком или газообразном состоянии является основной причиной, оказывающей разрушительное воздействие на здание. Если относительная влажность 40-60 % является непременным условием для нормальной работы дыхательной системы, то высокий уровень влажности оказывает вредное воздействие и на состояние самого здания, и на самочувствие находящихся в нем людей. Недостаток вентиляции вместе с чрезмерной изоляцией и герметичностью в домах может нанести значительный ущерб, позволяя формироваться конденсату в районе температурного моста (мостика холода), на стеклопакетах, пароизоляции и других внутренних изолирующих материалах.

Большая часть этой избыточной влаги – результат человеческой жизнедеятельности (приготовление пищи, принятие душа, стирка, уборка и т.д.); даже комнатные растения способствуют повышению уровня относительной влажности в помещении.

Высокая относительная влажность воздуха в помещении повышает риск размножения клещей и приводит к конденсации избыточной влаги на холодных поверхностях, провоцируя распространение грибков и бактерий. В качестве оптимального решения проблемы необходима эффективная система вентиляции, способная стабилизировать уровень относительной влажности в пределах, необходимых для комфорта и хорошего самочувствия.

Помимо влажности, которая играет решающую роль в вопросе
комфорта и хорошего самочувствия, существуют еще такие
показатели как CO2 и VOC, которые также влияют на качество
воздуха внутри помещения.

Исследования, выполненные во многих странах мира, показали, что при недостаточной вентиляции в помещении, концентрация загрязняющих веществ значительно превышает установленные нормы. Данные вещества выделяются различными строительными материалами, красками, обоями, напольным покрытием, бытовой химией, парфюмерией и пр.

Наличие постоянного воздухообмена гарантирует снижение концентрации VOC. Сочетание адаптивной системы вентиляции Aereco с качественными низкоэмиссионными материалами, минимизирует воздействие летучих органических соединений.

Концентрация CO2 внутри помещения главным образом зависит от дыхания присутствующих людей. Исследования показывают, что выделение углекислого газа сопровождается эмиссией водяного пара, подтверждая практичность использования влажности в качестве индикатора загрязненности воздуха.

Вот те немногие виды загрязнений, которые могут присутствовать в жилье и представлять серьезную опасность для здоровья человека: угарный газ, сигаретный дым, радон, асбест, окислы азота (NOx) и диоксид азота (NO2 ). К другим, биологическим факторам с высоким риском негативного воздействия относятся: пылевые клещи, микробы, плесень и пр.

Существует только один способ эффективной борьбы с загрязняющими веществами – вентиляция; это жизненно
важная необходимость для сохранения здоровья человека.

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

СП 300.1325800.2017

СВОД ПРАВИЛ

СИСТЕМЫ СТРУЙНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ И ДЫМОУДАЛЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ И КРЫТЫХ АВТОСТОЯНОК

Правила проектирования

Systems of jet ventilation of underground and covered parkings. Rules of design



ОКС 91.140.30

Дата введения 2018-02-22

Предисловие


Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ – ООО “СанТехПроект”, НП “СЗ Центр АВОК”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2017 г. N 1145/пр и введен в действие с 22 февраля 2018 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение


Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.

В своде правил изложены общие требования к системам струйной вентиляции, удаления продуктов горения и отведения теплоизбытков в подземных и крытых автостоянках и правила проектирования таких систем.

Настоящий свод правил разработан впервые с учетом изучения и анализа европейского опыта проектирования подземных и крытых автостоянок, оснащенных системой струйной вентиляции.

Авторский коллектив: ООО “СанТехПроект” (канд. техн. наук А.Я.Шарипов), АС “СЗ Центр АВОК” (д-р техн. наук, проф. A.M.Гримитлин), НП “СЗ Центр АВОК” (канд. техн. наук А.П.Волков), ООО “Флект Индастриал & Билдинг Системз” (А.В.Свердлов).

1 Область применения


Настоящий свод правил распространяется на проектирование систем струйной вентиляции и удаления продуктов горения и отведения теплоизбытков (далее – дымоудаление) подземных и крытых автостоянок (далее – автостоянки), обеспечивающих разбавление и удаление вредных примесей выхлопных газов при эксплуатации в штатном режиме и дымоудаление в аварийном режиме.

2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 113.13330.2016 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей”

СП 154.13130.2013 “Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности”

Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и обозначения

3.1 В настоящем своде правил применены термины в соответствии с [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 настилающаяся (полуограниченная) струя: Воздушная струя, развивающаяся вдоль поверхности ограждения.

3.1.2 подпотолочное пространство: Пространство в помещении автостоянки выше расчетного среднего уровня нижней границы дыма при пожаре.

3.1.3 расчетный средний уровень нижней границы дыма при пожаре: Расстояние от пола до вероятной нижней границы стояния дыма при пожаре.

3.1.4 реактивная тяга (сила) вентилятора: Реактивная сила, равная произведению массового расхода воздуха, подаваемого вентилятором на среднюю скорость воздуха в его выходном сечении.

3.1.5 система струйной вентиляции: Вентиляционная система, состоящая из последовательно размещаемых струйных вентиляторов (или рядов струйных вентиляторов), которые обеспечивают требуемый воздушный поток.

3.1.6 струйный вентилятор: Вентилятор, реализующий принцип работы, основанный на передаче энергии струи, исходящей из выходного отверстия вентилятора, к окружающему воздуху.

3.1.7 струйная вентиляция: Обеспечение продольного перемещения воздуха в помещении за счет размещаемых на потолочных перекрытиях струйных вентиляторов.

3.1.8 частота транспортного трафика автостоянки: Величина, равная отношению количества паркующихся в течение одного часа автомобилей к количеству парковочных мест на автостоянке.

3.2 В настоящем своде правил применены следующие обозначения:

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – ширина зоны локализации задымления автостоянки, равная габаритному размеру автостоянки, перпендикулярному потоку дымовых газов, м;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – расстояние между параллельно установленными вентиляторами, м;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – эмиссия оксида углерода (СО) одним транспортным средством при маневрах в автостоянке, г;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – эмиссия СО в помещении автостоянки, г/ч;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – сила, Н;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – реактивная тяга вентилятора расчетная (с учетом монтажных размеров), Н;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – реактивная тяга вентилятора номинальная (по результатам заводских испытаний), Н;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – число Фруда;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – частота транспортного трафика автостоянки, 1/ч;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования– коэффициент неравномерности вентиляции помещения автостоянки;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – монтажный параметр, характеризующий влияние ограждающих конструкций на потери от трения настилающейся воздушной струи;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – коэффициент изменения скорости;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – поправочный коэффициент, учитывающий влияние потолочных перекрытий;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – поправочный коэффициент, учитывающий влияние направляющего аппарата;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – продольное расстояние между последовательно установленными вентиляторами, м;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – количество припаркованных в час автомобилей;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – количество парковочных мест на автостоянке;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – требуемый воздушный поток внешнего воздуха для снижения концентрации СО в автостоянке, мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования/ч;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – объемная производительность противодымной вентиляции в режиме удаления продуктов горения, мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования/ч;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – температура, °С;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – периметр очага пожара, м;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – расчетный средний уровень нижней границы дыма, м;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – скорость, м/с (км/ч);

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – плотность, кг/мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования.

4 Общие требования к системе струйной вентиляции автостоянок

4.1 Система струйной вентиляции функционирует в составе вентиляционной системы автостоянки.

4.2 Вентиляционная система автостоянки состоит:

– из систем приточно-вытяжной системы вентиляции (далее – приточно-вытяжная вентиляция);

– системы струйной вентиляции;

– систем противодымной приточно-вытяжной вентиляции (далее – противодымная вентиляция).

4.3 Приточно-вытяжную вентиляцию следует предусматривать в помещении автостоянки в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.5) для обеспечения притока свежего воздуха для разбавления и удаления загрязненного воздуха (далее – воздухообмен) в штатном режиме работы.

Приточно-вытяжная вентиляция состоит из следующих систем:

– приточной вентиляции;

– вытяжной вентиляции.

4.4 Система струйной вентиляции должна обеспечивать организацию принудительного продольного перемещения воздуха в помещении автостоянки.

4.4.1 Система струйной вентиляции состоит из последовательно размещаемых струйных вентиляторов (или рядов струйных вентиляторов). Струйные вентиляторы должны обеспечивать равномерный воздухообмен всех зон автостоянки, а также предотвращать образования конденсата и плесени.

4.4.2 Струйные вентиляторы должны быть расположены в подпотолочном пространстве автостоянки.

4.4.3 Допускается применение реверсивных и однонаправленных струйных вентиляторов с техническими характеристиками, обеспечивающими работу в режиме дымоудаления в соответствии с 5.2.14 или только в штатном режиме.

4.5 Противодымную вентиляцию автостоянки в соответствии с СП 154.13130.2013 (пункт 6.3.3) следует предусматривать с механическим побуждением тяги следующих систем, входящих в ее состав:

– системы вытяжной противодымной вентиляции, оснащенной вентиляторами дымоудаления;

– системы приточной противодымной вентиляции, оснащенной приточными вентиляторами.

4.5.1 Вентиляторы дымоудаления (реверсивные и однонаправленные) должны быть рассчитаны на безаварийную и эффективную работу в течение 2 ч при температуре удаляемых дымовых газов 400°С.

4.5.2 Вентиляторы системы приточной противодымной вентиляции применяют в соответствии с СП 7.13130.2013 (пункт 7.14) для возмещения объемов удаляемых дымовых газов.

5 Правила выбора исходных данных для проектирования системы струйной вентиляции автостоянок

5.1 Выбор схемы и параметров системы струйной вентиляции

5.1.1 Выбор схемы и параметров системы струйной вентиляции автостоянок необходимо осуществлять на основе следующих принципов:

– обеспечение параметров воздушной среды, соответствующих 5.5.1, в штатном режиме работы вентиляционной системы автостоянки;

– обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре через выходы, свободные от дымовых газов.

5.1.2 Обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре и создание условий для обнаружения и ликвидации очага горения могут быть реализованы применением следующих схем работы противодымной вентиляции:

– поперечная схема противодымной вентиляции: при пожаре струйные вентиляторы отключаются, включается противодымная вентиляция, создается резервуар дыма в подпотолочном пространстве автостоянки, обеспечивается защищенное от дыма пространство на высоте не менее СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования2 м от пола;

– продольная схема противодымной вентиляции: при пожаре включаются противодымная вентиляция и группа струйных вентиляторов, обеспечивается защищенное от дыма пространство по всей высоте автостоянки.

Пример продольной схемы противодымной вентиляции приведен на рисунке 5.1.

5.1.3 В случае применения продольной схемы противодымной вентиляции выбирается однонаправленная (рисунок 5.1) или реверсивная (рисунок 5.2) продольная схема системы струйной вентиляции.

Рисунок 5.1 – Схема работы однонаправленной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

1 – система приточной противодымной вентиляции; 2 – система вытяжной противодымной вентиляции; 3 – выключенный струйный вентилятор; 4 – включенный струйный вентилятор; 5 – граница бездымной зоны; 6 – очаг пожара


Рисунок 5.1 – Схема работы однонаправленной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции

Рисунок 5.2 – Схема работы реверсивной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

а) Очаг пожара в зоне 2

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

б) Очаг пожара в зоне 1

1 – система приточной противодымной вентиляции; 2 – система вытяжной противодымной вентиляции


Рисунок 5.2 – Схема работы реверсивной системы струйной вентиляции при продольной противодымной вентиляции

5.1.3.1 Однонаправленную схему системы струйной вентиляции, использующую нереверсивные струйные вентиляторы и нереверсивные вентиляторы дымоудаления (см. приложение А), следует применять для небольших автостоянок при условии

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования2500 мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования(5.1)


где СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – вентилируемая площадь автостоянки, мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования.

5.1.3.2 При выборе однонаправленной схемы системы струйной вентиляции площадь под пожарный отсек следует принимать в соответствии с СП 2.13130.2012 (пункты 6.3.1 и 6.3.2). При реверсивной схеме системы струйной вентиляции допускается увеличение площади под пожарный отсек до 10000 мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования при наличии автоматической системы пожаротушения и до 5000 мСП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования при ее отсутствии.

Примечание – Применяют реверсивные осевые и центробежные струйные вентиляторы – их производительность одинакова во всех направлениях.

5.1.3.3 Допускается применение струйных вентиляторов, обеспечивающих поворот вентиляционного потока на угол СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования360° (см. приложение Б).

5.1.4 Производительность вентилятора дымоудаления при поперечной схеме противодымной вентиляции выбирают исходя из расчетного расхода дымовых газов в соответствии с СП 7.13130.2013 (пункт 7.4).

5.1.5 Производительность вентилятора дымоудаления при продольной схеме противодымной вентиляции выбирают по результатам расчета воздухообмена автостоянки при пожаре (см. раздел 7).

5.1.6 В штатном режиме работы вентиляционной системы автостоянки воздухообмен следует обеспечивать приточно-вытяжной вентиляцией. Струйные вентиляторы должны обеспечивать продольное перемещение воздуха независимо от выбранной схемы дымоудаления.

5.1.6.1 Допускается работа струйных вентиляторов на частичной нагрузке не менее 25% полной мощности (50% полной производительности) при условии их одновременного включения.

5.1.6.2 Включение системы струйной вентиляции следует проводить автоматически по сигналу приборов для измерения концентрации СО, установленных в помещении автостоянки в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.6), или вручную.

Пример схемы работы системы струйной вентиляции в штатном режиме приведен на рисунке 5.3:

– включены все струйные вентиляторы в режиме по 5.1.6.1;

– включена приточно-вытяжная вентиляция.

Рисунок 5.3 – Схема работы системы струйной вентиляции в штатном режиме

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

1 – система приточной вентиляции; 2 – система вытяжной вентиляции; 3 – струйный вентилятор


Рисунок 5.3 – Схема работы системы струйной вентиляции в штатном режиме

5.2 Выбор основных технических решений

5.2.1 Струйные вентиляторы в помещении автостоянки наиболее целесообразно размещать над дорожным полотном, исходя из условия минимальных аэродинамических потерь от трения воздушной струи об ограждающие конструкции (см. приложение В).

5.2.2 При установке струйного вентилятора в помещении, где на потолочном перекрытии имеются выступающие балки, расположенные перпендикулярно потоку воздуха, необходимо соблюдать правила монтажа, позволяющие уменьшить потери на трение настилающейся воздушной струи.

На рисунке 5.4 приведена схема установки струйного вентилятора на потолочном перекрытии, соответствующая 5.3.5.

Рисунок 5.4 – Схема установки струйного вентилятора

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

1 – струйный вентилятор; 2 – анкерные болты; 3 – направляющий аппарат; 4 – потолочная балка; СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – диаметр корпуса


Рисунок 5.4 – Схема установки струйного вентилятора


На выходном патрубке струйного вентилятора следует установить направляющий аппарат, отклоняющий воздушную струю от потолочного перекрытия на угол от 5° до 10° (см. приложение А).

5.2.3 Для обеспечения равномерного удаления загрязненного воздуха из всех зон автостоянки места расположения клапанов систем вытяжной и приточной вентиляции должны находиться на максимально возможном расстоянии друг от друга.

5.2.4 При наличии струйных вентиляторов в подпотолочном пространстве автостоянки не рекомендуется применение воздуховодов приточно-вытяжной и противодымной вентиляции.

Допускается применение воздуховодов системы приточно-вытяжной и противодымной вентиляции при сложных объемно-планировочных решениях, при неудачном расположении приточных и вытяжных клапанов (рисунок 5.5) и при использовании поперечной схемы противодымной вентиляции.

Рисунок 5.5 – Схемы сложных объемно-планировочных решений автостоянки с различными вариантами расположения приточного и вытяжного клапанов

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

1 – приточный клапан; 2 – вытяжной клапан


Рисунок 5.5 – Схемы сложных объемно-планировочных решений автостоянки с различными вариантами расположения приточного и вытяжного клапанов:

а) удачное расположение; б) приемлемое расположение; в) неприемлемое расположение.


Примечание – При выборе конфигурации автостоянки необходимо учитывать следующее:

– наиболее целесообразной является прямоугольная конфигурация автостоянки;

– не рекомендуется ломаный профиль ограждающих конструкций;

– не рекомендуются перепады высоты потолочных перекрытий;

– выступы потолочных балок следует уменьшать, наилучшее решение – плоский потолок;

– не рекомендуется размещение припаркованных автомобилей в отдельных боксах.

5.2.5 При использовании системы струйной вентиляции не требуется разделение системы вытяжной вентиляции с целью удаления загрязненного воздуха отдельно из нижней и верхней частей помещения автостоянки.

5.2.6 Автостоянки с транспортным трафиком СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования0,6 1/ч (см. 5.4.1) допускается проветривать периодическим включением струйных вентиляторов в часы максимального транспортного трафика по сигналу реле времени (например, 2 ч утром, 1 ч в полдень и 2 ч вечером). При этом информация о превышении концентрации СО должна отображаться при помощи сигнальных приборов, расположенных в соответствии с СП 113.13330.2013* (пункт 6.3.6) в помещении с круглосуточным дежурством персонала с целью обеспечения (в случае необходимости) ручного запуска. В соответствии с СП 4.13130.2013 (пункт 6.11.13) помещение с круглосуточным дежурством персонала (диспетчерскую) допускается располагать в здании автостоянки.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 113.13330.2016. – Примечание изготовителя базы данных.

5.2.7 Управление включением противодымной вентиляции должно происходить автоматически или от кнопки или механических устройств ручного пуска в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 6.3.12).

При продольной схеме противодымной вентиляции необходимо предусматривать включение группы следующих струйных вентиляторов (см. рисунок 5.1):

– в зоне пожара (в зоне срабатывания датчика пожарной сигнализации);

– формирующих поток дыма между очагом пожара и клапанами системы противодымной вентиляции;

– защищающих эвакуационные выходы из автостоянки.

5.2.8 При возникновении пожара струйные вентиляторы, не входящие в группу по 5.2.7, должны быть выключены (см. рисунок 5.1). Противодымная вентиляция должна быть включена.

5.2.9 Реверсивная схема системы струйной вентиляции по 5.1.3.2 предусматривает выбор направления включения струйных вентиляторов в сторону зоны, где возник очаг пожара (см. рисунок 5.2). Идентификация зоны очага пожара в соответствии с СП 5.13130.2009 (пункт 7.2.1) должна происходить по сигналу от автоматического зонного пожарного извещателя.

5.2.10 Чтобы обеспечить ограничение растекания дыма в подпотолочном пространстве в пределах 10 м от очага пожара (всех возможных очагов пожара) в направлении, противоположном возникшему воздушному потоку, расположение и типоразмер струйных вентиляторов должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 8.

5.2.11 Выбор параметров системы приточной противодымной вентиляции следует осуществлять в зависимости от принятой схемы системы струйной вентиляции:

– при реверсивной схеме системы струйной вентиляции допускается подача наружного воздуха на уровне не более 2 м от пола с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, при средней скорости потока воздуха в нижней части помещения автостоянки, принятой в соответствии с 7.1 и 7.2, не более 1 м/с;

– при однонаправленной схеме системы струйной вентиляции допускается подача наружного воздуха при соблюдении требований СП 154.13130.2013 (пункт 6.3.2).

5.2.12 Для эвакуации людей, находящихся в помещении автостоянки, при возникновении пожара целесообразно введение задержки включения струйных вентиляторов. В исключительных случаях, подтвержденных расчетом или результатами численного моделирования, допускается производить включение системы струйной вентиляции одновременно с началом эвакуации.

5.2.13 Струйные вентиляторы, включенные при пожаре, должны работать на 100% мощности и при максимальном расходе воздуха. Защита электродвигателей автоматически отключается – струйный вентилятор должен работать до момента своего теплового или механического разрушения.

5.2.14 Струйные вентиляторы, используемые при продольной схеме противодымной вентиляции, должны работать не менее 2 ч при температуре 400°С.

5.2.15 Необходимо обеспечить функционирование системы струйной вентиляции при аварийном отказе одного из струйных вентиляторов за счет их резервирования в соответствии с 8.2.8.

5.3 Выбор типоразмера струйного вентилятора

5.3.1 Струйные вентиляторы, применяемые в подземных и крытых автостоянках с высотой потолочных перекрытий не более 3 м, должны иметь номинальную реактивную тягу СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования не более 100 Н.

5.3.2 Выбор типоразмера струйного вентилятора осуществляют с учетом монтажных размеров:

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – высота потолочного перекрытия, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – высота под оборудование и автомобили, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – ширина балки, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – высота балки, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – расстояние между осью струйного вентилятора и потолочным перекрытием, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – диаметр струйного вентилятора, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – длина пролета между балками, мм;

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования – расстояние (в струе) от плоскости сопла струйного вентилятора до балки, мм.

Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии приведена на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6 – Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования

1 – струйный вентилятор; 2 – потолочное перекрытие с балками


Рисунок 5.6 – Схема расположения струйного вентилятора на потолочном перекрытии

5.3.3 Исходя из максимальной высоты автомобиля СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования, выбираемой по приложению Г, следует определять минимальное значение СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования и СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования (см. рисунок 5.6), обеспечивающее зазор между крышей автомобиля и струйным вентилятором не менее 200 мм в соответствии с СП 113.13330.2016 (пункт 5.1.20). Параметр СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования позволяет подобрать типоразмер струйного вентилятора с максимальными характеристиками.

5.3.4 Типоразмер струйных вентиляторов со значениями СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования и СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования должен удовлетворять следующему условию:

СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования(5.2)

5.3.5 В случае если выбранное значение СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования, следует обеспечить условие СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования.

5.4 Исходные данные, выбираемые на основе объемно-планировочных решений автостоянки

Системы Jet Вентиляторов В Вентиляции Закрытых Парковок

Системы вентиляции, предназначенные для крытых парковок, планируются на основе 2-х основных необходимостей. Во-первых, для защиты здоровья человека, удаление нижеприведенных компонентов, которых производят движущиеся транспорты в крытых парковках, во- вторых, в чрезвычайных пожарных случаях, с целью помощи пожарникам в дымоудалении и эвакуации людей, снизить материальный ущерб, нанесенный в результате высокой температуры.инженерами- специалистами в области экспериментальной аэродинамики, значения.

ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ

 

Двуокись азота N02
Угарный газ СО
Бензол с6н6
Бензпирен ВаР
Диоксид серы S02
Свинец РЬ
Сажа С
Озон

ВОЗДЕЙСТВИЕ СО

Концентрация СО (РРМ) Воздействие
1500 головная боль через 15 мин., потеря сознания через 30 мин. Потеря жизни через 60 мин.
2000 головная боль через 10 мин потеря сознания через 20 мин. Потеря жизни через 60 мин.
3000 максимум 5 мин. Надежности потеря сознания через 10 мин.
6000 головная боль в короткое время, головокружение, потеря жизни через 10-15 мин.

Предельно допустимая концентрация
Всемирная Организация Здравоохранения (WНО 1987)

Пределы CO На 8 часов 25 ppm
На 1 час 75 ppm

ВОЗДЕЙСТВИЕ CO

Германия Требуется вентиляция СО в пределах 12 -16 м3/ч-м2.
Это соответствует 4-5 воздухообмену (Carageneordnungen Der Lander)
Великобритания Воздухообмен каждые 6 часов в механической вентиля­ции.Точки выхлопного газа должны быть 50 % с потолочной и 50 % с земельной точек. (Approved document B, Fire Safety, B3 section 11.6)
США АSНRАЕ 13.3 m3/h-m2 (3.7 I/s-m2)
NFPA 18 m3 /h- m2 (5 I/s-m2)

СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЫМОМ

В5 7346-7 Компоненты системы управления дымом и теплом. Часть7-ая: Свод правил по функциональным рекомендаци­ям и методам расчета для системы управления дымом и теплом в закрытых системах парковки.
Т5 ЕN 12101 Системы управления дымом и теплом. Часть 5-ая: Руководство по функциональным рекомендациям и методам расчета выхлопных систем вентиляции
NFPA 92 Рекомендованная практика для системы управления дымом

Во время пожара, дым появившейся в крытых парковках, не сталкиваясь почти с никакими препятствиями, перемещается между перегородками, что очень опасно. Ширина этих перегородок и низкая высота парковки, способствует уменьшению свободного нижнего слоя дыма и следовательно дым распростра¬няется по всей парковке и приводить к ухудшению видимости и в этом случае трудно определить начальный очаг возгорания.
Примерно 10 лет назад вентиляция или воздухообмен крытых парковок соверша-лось на основании удаления загрязненного воздуха с помощью канальных систем. Эта система также была использована в удалении дыма во время пожара. Канальные системы являются громоздкими по вопросам установки, монтажа, энергии, архитектуры и эстетики. Более инновационные и эргономичные ]е1; вен-тиляторы, особенно в последнее время довольно широко распространены.

ОСНОВНАЯ ЛОГИКА В СИСТЕМАХ JET ВЕНТИЛЯЦИИ

Основная логика в системах ]е1 вентиляции, создание необходимого импульса в нужных случаях и направление дыма в выхлопные пространства (шахты). Эта система в целом обеспечивает большие преимущества в вентилировании чистого воздуха по всему помещению. Эта система состоит из главных вытяжных венти­ляторов, выхлопных шахт, в многоэтажных парковках из вентиляторов и шахт свежего воздуха, ]е1 вентиляторов, детекторной системы для выявления угарного газа, детекторной системы выявления дыма и тепла, дымовых демпферов, демп­феров свежего воздуха, главного щита управления и панелей.


ВЕНТИЛЯЦИЯ СО В ПАРКОВКАХ

Воздухообмен

м3/ч-м3

Производительность вентилятора на единицу поверхности м3/ч-м2
Германия 4.0 – 5.0 12.0-16.0
Великобритания 6.0 18.0
США ASHRAE 4.4 13.3
NFPA 6.0 18.0

 

ДЫМОКОНТРОЛЬ В ПАРКОВКАХ

Очищение дыма По согласованию с органами пожарной охраны помочь для разбавления дыма во время пожара
Удаление дыма • Выполняется с целью снижения температуры и плотности дыма во время пожара
•Система удаления дыма не служит для эвакуации людей или сохранения какой то свободной от дыма части парковки
Контроль дыма •Обеспечение пожар­ным подразделениям определения места пожара

•Обеспечение серийного контроля дыма
• Выполнение необходи­мых поисковых и спасательных операций

 

 

Скачать презентацию

Позвонить